Трое Дымовых, отец, сын и внук, разными путями приходят к учительству. Отец отказывается от научных исследований, потому, что они связаны с разработкой химического оружия и становится преподавателем в вузе. Сын, чтобы "не лгать" уходит из школы, где работал учителем физкультуры, после увлекся йогой, стал "гуру". Внук приходит в школу после многих лет успешной журналистики.
Псевдонародовольческий мотив - идти в народ, чтобы меньше соприкасаться с властью, заниматься тем, чем тебе хочется заниматься, нести ученикам доброе, вечное, справедливое, учить их мыслить и понимать не только преподаваемый предмет, но и жизнь вокруг , - и при этом стараться удержать учеников от протестной позиции.
Мне кажется, это утопия - в профессии учителя невозможно или почти невозможно быть вдали от власти, или незаметным для власти. Это публичная профессия. Преподавать химию, может быть, и можно, не погружаясь в идеологию, но вот литературу - нельзя. Так что младший Дымов вряд ли найдет себе убежище в школе. Кроме того, если воспитанное тобою чувство справедливости зовет твоих учеников на баррикады, ты должен быть с ними рядом, иначе это форменное предательство...
Книга "Учитель Дымов"не только о выборе пути, но и о любви, в том числе - неразделенной, о том, что каждому судьба дает встречу с тем единственным, но дает и другие возможности обретения счастья. Можно прожить всю жизнь на краю чужого гнезда, как Женя, и в конце жизни вспомнить, что счастье было все-таки возможно. Можно как Валера, сменив бесконечное множество подруг, вернуться к той, у кого одним вьюжным вечером не захотел остаться именно потому , что знал- это будет навсегда... Или променять сложившиеся отношения на эфемерную встречу с первой любовью и потерять и то, и другое, как Андрей. В любви каждый тоже выбирает свой путь и , к сожалению, не всегда правильный.
Комментариев нет:
Отправить комментарий