четверг, 7 июня 2018 г.

"Уральская Барто" - Елена Хоринская

        Я совершенно забыла об этой книге, но могу ручаться, что она была у нас дома и читали нам ее часто, пока мы были малы,  впоследствии либо мы сами зачитали ее до дыр, либо наши друзья, взяв почитать и  не вернув. У младшего брата ( у нас большая разница в возрасте) такой книги уже не было.         Книга забылась, а  слова, образы из стихотворений  обрели самостоятельную жизнь.          "Детушкой - нетушкой" мы называли во младенчестве младшую внучку, на любой вопрос отвечавшую "неть!", а на "дедушку - привередушку" иногда бывает похож мой муж. "Девушкой - семиделушкой" в нашей семье принято называть рачительную хозяйку. Что  до " Я немецкий знаю..." - так разговаривал ( вперемежку русские и немецкие слова) один из наших дедушек, он был из поволжских немцев. 
        Смысл стихотворений гораздо более обличительный, сатирический, но это - дань духу времени, и обличают, конечно, не конкретного ребенка, а явление.  Автора, Елену Хоринскую,  называли "уральской Барто".
         Вспомнить и начать разыскивать стихотворения подтолкнули ностальгические воспоминания на книжных сайтах. Оказалось, многие, и не только уральцы, стихи эти помнят и любят. Книгу теперь не найти, а жаль. Хорошо бы детские издательства обратили внимание на наше желание увидеть книгу  детства переизданной.





ДЕТУШКА – НЕТУШКА



Есть у мамы детушка – 

Сын любезный Нетушка: 

Нетушка в двенадцать лет 

Знает только слово «нет». 

Вот какой он, детушка, 

Сын любезный Нетушка. 

– Купишь хлеба на обед? 

– Нет! 

– Убери велосипед. 

– Нет! 

– Будешь кушать винегрет? 

– Нет! 

– Ну, вставай скорей! 

– Не встану! 

– Ешь сметану. 

– Нет, не стану! 

Я не стану 

Есть сметану, 

Я не буду мыть посуду… 

Я не буду умываться. 

Я не буду заниматься! 

У него один ответ: 

– Я не встану, 

Я не стану! 

Нет! 

Нет! 

Нет! 

Ох ты, чадо-детушка, 

Сын любезный Нетушка… 

Горько плачут папа с мамой: 

И в кого наш сын пошел! 

Отчего такой упрямый, – 

Просто вылитый осел! 

…Стала сыну шапка уже, 

И расти вдруг стали уши, 

Длинные-предлинные 

Уши те ослиные…


ИНЕССА-ПРИНЦЕССА


— Инесса, Инесса, мы делаем грядки,
Иди помогать, мы пришли за тобой.
— Ещё не хватало! И что за порядки,
Я руки испачкаю грязной землёй!
К тому же за это не ставят отметки,
И вовсе не нужен мне ваш огород!

Инесса лежит целый день на кушетке,
Орехи грызёт да ириски жуёт…
— Инесса, Инесса, ты платье измяла,
Взяла бы утюг, — ты свободна совсем…
— Ещё не хватало! Ещё не хватало!
А мама, а бабушка в доме зачем?

— Но мама усталой приходит с завода,
А бабушка ваша больна и стара…
На маме работа, на маме забота,
А дочка лежит на кушетке с утра!

— Инесса, Инесса, ты хоть поглядела б,
Ведь бабушка топчется, боль затая…
— Отстаньте! Уйдите! Какое вам дело?
А бабушка эта не ваша — моя!
К делам этим нет у меня интереса…
Ах, девочки слушайте новый фокстрот!

Лежит на кушетке Инесса-принцесса,
А бабушка моет, стирает, метёт…

Подумай, пока ещё можно, Инесса,
Мечтаем мы ехать на Братскую ГЭС…
Подумай, Инесса, Инесса-принцесса,
И помни, — нам вовсе не нужно принцесс!

ЖАДНЫЙ СЫН

Угощала мама сына
— Кушай, милый, апельсин.
— Я хочу два апельсина! —
Отвечал ей жадный сын.

Пожалела мама сына
И дала вновь апельсин.
— Я хочу три апельсина! —
Отвечал ей жадный сын.

Мама, посмотрев на сына,
Вновь достала апельсин.
— Дай четыре апельсина! —
Заявил ей жадный сын.

А потом просил он пятый,
И шестой, седьмой, восьмой,
И девятый, и десятый…
— Поделись хотя б со мной!
— Мне же мало самому,
Не оставлю никому!

Будто кто-то чем-то хлопнул…
Мама здесь, но где же сын?
Говорят, что мальчик лопнул
Съев десятый апельсин!

МАМА

Если ты попал в беду
Или с кем подрался,
Или мечешься в бреду-
Взял и расхворался,
Кто поможет и спасет,
Успокоит лаской,
Слезы горькие утрет
И расскажет сказку?
Кто порой не спит ночей?
Ну, конечно, мама!
… За окошком крик грачей,
Выставлена рама….

Вот ты снова налегке
Мчишься к дому с горки,
Потому что в дневнике
В этот день пятерки.
У тебя веселый взгляд,
И глядишь ты прямо, —
Кто с тобою вместе рад?
Ну, конечно, мама!

Пробежит за годом год,
Годик за годочком…
Ты — большой, а мать зовет
Все еще сыночком.

Сын окончил институт,
Встал он на пороге…
Сына манят и зовут
Дальние дороги.
Расправляет молча грудь,
Вдаль глядит упрямо…
Кто ж его проводит в путь?
Ну, конечно, мама!
И от сына будет ждать
Беленький листочек.
Получила. И опять
Замолчал сыночек…

И узнает: сыну там
Вручена награда.
Даже больше, чем он сам,
Мама будет рада.

И когда пройдут года,
Подрастете сами,
Где б вы ни были, — всегда
Помните о маме!

Я НЕМЕЦКИЙ ЗНАЮ…

— Я немецкий знаю…
 Точно!
Анна Львовна не права.
Только в классе, как нарочно,
Забываю все слова…

Рассуждал так Димка Тéрин,
В окна глядя на ворон.
Он вполне в себе уверен,
И собой доволен он.

Взял словарь — два толстых тома,
Чтобы не попасть в беду,
И решил он:
Даже дома
На немецкий перейду!

Пусть вороны или галки
Прилетят сюда опять, —
По-немецки (мне не жалко! )
Я могу их сосчитать.

Я начну их так считать:
Айнс, цвай, драй…
Четыре, пять…

Забываю почему-то…
Но уж, если захочу,
Маме я письмо в минуту
По-немецки настрочу.

Над столом склоняясь низко,
В руки карандаш берёт,
Пишет маме он записку, А записка эта вот:

Гутен утер,
либе муттер.
Шрайбт письмишко
Димка твой:
Битте, битте, либе муттер,
Приготовь мне брот унд буттер
С баклажанною икрой.

 АДИК - МАТЕМАТИК

Хоть ты смейся,
хоть ты плачь,
не люблю решать задач,
Потому что нет удачи на проклятые задачи,
Может быть,
учебник скверный,
может быть, таланта нет.
Но нашел я способ верный – сразу посмотреть в ответ.
Сколько чашек,
сколько ложек?
Можно проще, без затей.

Он сложил часы и кошек.
Перемножил на людей
Занимайтесь на здоровье,
если вам не жалко сил!
Ну, зачем читать условье?
Раз – прибавил, два – решил.
В общем, нехитра наука.
Если посмотреть в ответ!
Только дед моложе внука оказался на пять лет.

И к Свердловску город Нальчик
ближе стал, чем Камышов.
И один индийский мальчик
съел 125 слонов.
Типографская машина
Выдала 7 тонн овса. .
 Стал до Марса путь недлинный –
200 литров от Земли. .
Два мальчишки с половиной
с пол девчонкой в школу шли.
Адик — математик бойкий! Множит, делит пополам.
Интересно, сколько двоек стоит лени килограмм?

ЖУРАВУШКИ

Над полями в небе синем

Журавли летят опять…

Хорошо и мне бы с ними

Хоть немного полетать!

Вот они летят над домом,

Над просторами полей,

Слышу в небе крик знакомый,

Провожаю журавлей:

— До свиданья, журавли!

Как вы лето провели?

Над полями в небе синем

Журавли летят на юг…

Нет на юге стужи зимней,

Ни морозов и ни вьюг.

Я успел рукой махнуть,

Закричал:

                — Счастливый путь!

А когда уйдут туманы

И умчится снег с полей,

Выйду, сяду на поляну,

Буду ждать я журавлей,—

Всё равно в наш край лесной

Прилетят они весной!

ГРИША ОБЕЩАЛКИН

То не пташка-канарейка
Сладким голосом поет,-
Это Гриша Обещалкин
Обещание дает:
Я. ребята, не бездельник,
Врать я не охотник,
Сдам заметку в понедельник
Или же во вторник.
В понедельник- он не вспомнит,
Вторник - завтраками кормит,
Вот уже пришла среда...
Завтра кончу...не беда!
А в четверг:
Ох, не успел,
Было очень много дел!
Время ниткой тянется,
Наступает пятница,
А за ней суббота-
Не сдана работа!
То не пташка - канарейка
Сладким голосом поет -
Снова Гриша Обещалкин
Обещание дает:
Я. ребята, не бездельник,
Врать я не охотник,
Сдам заметку в понедельник
Или же во вторник...
Этой песне у мальца
Нет ни края, ни конца.
На гвозде висит мочало,
Начинайте все сначала!

ДЕДУШКА-ПРИВЕРЕДУШКА

Возле речки Семиречки, на лесной опушке,
Жили-были дед, да баба,
В маленькой избушке,
Звали бабушку Нинила, дедушку Ерема
Бабка пряла, шила, мыла,- много дела дома.
Бабка нянчила ребёнка, целый день бывало,
Часто малому внучонку, песенку певала:
"Баю-баю баюшки, испекутся шанежки,
Испекутся шанежки, для внучонка Ванюшки".
Возле речки Семиречки, на лесной опушке,
Жили-были дед, да баба,
В маленькой избушке,
Жили ровно 40 лет, было все в порядке,
Но ворчал частенько дед, говорил он бабке
"Я то травушку косил, вовсе выбился из сил,
ну а ты в избе сидела, да в окно весь день глядела"
Очень бабушке обидно слушать эти речи:
"Ты не выспался, дед, видно...Иль свалился с печи.
Испекла я пирожок,
И сварила щей горшок, только кушай, дедушка.
Не варить б тебе обеда, коль такой ты привереда-привередушка."
Бедной бабушке в ответ, знай смеется старый дед:
"Это вовсе не работа, велика ль твоя забота,
Ты сидела на печи и жевала калачи..."
"Я сидела на печи?"- крикнула Нинила
и Ерему проучить бабушка решила.
 Встала бабушка чуть свет,
И сказала деду: "Оставайся дома дед, в поле я поеду,
Согласился дед с охотой:
“Поезжай-ка в поле, справлюсь я с твоей работой,
отосплюсь на воле, дома делать нечего, буду спать до вечера”.
Ладно, говорит Нинила на прощанье деду,
Чтобы всё исправно было, когда я приеду,
Подои Буренку рано, молока дай кошке,
И на масло сбей сметану, испеки лепешки,
А для внука Ванюшки творожные шанежки,
И в избе чтоб был порядок,
Чтоб готовы были щи, и смотри чтобы цыпляток коршун злой не утащил..."
Закружилась пыль вдогонку,
Только баба со двора, на дворе мычит Буренка,
Что доить ее пора. "Ладно, встану, не мычи» - отвечает дед с печи,
Надо раньше всбить сметану, будет масло на обед.
Я сейчас ее достану, рассуждает важно дед,
Только дед залез в подвал, на него кувшин упал,
Дед толкнул его ногой, но задел кувшин другой.
Крынки с полки полетели, еле-еле уцелели
А мышата хохотали: "Что за шум у нас в подвале?
Хи-хи идите к нам. Здесь сегодня таррарам"
Но сказала строго мышь: "Замолчите дети... тишь"
Вылез дедушка, хромая, на дворе беда другая:
Где цыплёнок-“Караул!”, его коршун утянул.
Дед забыл свою сметану, и во двор помчался дед
Что теперь я делать стану, одного цыплёнка нет
Ух-ты! Ах-ты! Ну да что-ж, убиваться брошусь,
Не утащишь больше, врёшь, распроклятый коршун!
Уж теперь не прогляжу, всех друг к дружке привяжу
И связал он всех цыплят с курицей Рябушкой
И своей догадке рад, зашагал в избушку.
В это время хитрый кот, соскочил с лежанки,
И подкрался хитрый кот к дедовой сметанке,
Дед схватил свой ботожок, кот бежать в прискочку,
Дед за ним, задел горшок
ТРАХ! Горшок в кусочки,
В зыбке маленький внучонок,
громко закричал спросонок.
Начал дед его качать,начал песню напевать:
"Баю-баю баюшки, испекутся шанежки,
Испекутся шанежки, для внучонка Ванюшки".
Привязав к ноге верёвку, зыбку дед качал ногой
То то я придумал ловко, спи внучонок дорогой
Как приехала Нинила с поля поздно вечерком
Коршун по небу несет всех цыпляток с курицей
В люльке дремлет старый кот,
Внучек на полу ревет, тесто льется по печи,
А Буренушка мычит.
«Ах, ты глупый старый дед,
Сколько ты наделал бед,
Что с цыплятами моими? Вот уж я тебе задам,
 чем смеяться над другими,ты сначала сделай сам.
Вот и вся ,ребята, сказка, вот и сказки всей конец.
Эта сказка-всем указка, а кто слушал -  молодец.

А еще мне нравятся "взрослые" стихотворения Е. Е. Хоринской , "Бабье лето"- любимое.

БАБЬЕ ЛЕТО

Осень шагом таежным спускается с гор.

В хрусте лиственном, в звездном рассеве...

Посмотри, как пылает огромный костер

Золотых и багровых деревьев.

Пробежит по траве смоляной суховей,

По березам в сетях паутины,

И горят самоцветами в желтой листве

Ярко-красные гроздья рябины.

Скоро двинутся снова казарки в отлет,

Но поверим мы старым приметам,

Что черемуха осенью нынче цветет

К счастью этого бабьего лета.

Насторожилась темная горная падь

В тишине малахитовых сосен.

На лесную поляну выходят опять

Хмелем осени пьяные лоси.

Будут звезды срываться и падать в тайгу,

У костра мы дождемся рассвета...

Унесу я рябиновый вкус твоих губ,

Словно памятку бабьего лета.


Елена Хоринская, список публикаций в журнале "Урал":
Урал № 10 за 2003 г. Посвящения
Урал № 8 за 2006 г. Товарищ Белла
Урал № 1 за 2009 г. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий