По многочисленным просьбам трудящихся библиотекарей и с разрешения автора публикую текст мастер-класса Людмилы Николаевны Ембулаевой ( 16.04.15)
Л.Н.Ембулаева
(из опыта работы
заведующей библиотекой МАОУ гимназия №144)
За последние годы праздник Победы стал одним из самых дорогих. И очень важно, чтобы его содержание не прошло мимо наших читателей и не обесценилось в потоке красивых, но пустых слов.
Я хочу поделиться тем, как этого стараемся достичь мы в гимназии №144. Последнее десятилетие краеведческая работа в деятельности библиотеки стала одной из основных, тема ВОв занимает в ней особое место.
Мы строим нашу работу на изучении документов, воспоминаний, потому что убеждены: надо успеть сохранить подлинные черты той, реальной жизни, которая ярче и, порою неожиданнее, любых фантазий.
И еще мы уверены, что рассказ о важном должен быть интересным, эмоциональным, ярким, необычным, тогда он найдет отклик в сердцах наших информационно-избалованных адресатов.
Для нас в этом деле любимой является форма экскурсии, традиционной и виртуальной. При этом каждый раз экскурсии дополняются новыми элементами: изготовлением недостающих артефактов, созданием галереи рисунков, введением театральных персонажей, рассказами участников экскурсии и т.д.
Создавая в 2006 году экскурсию «Город в военной шинели», нам хотелось, прежде всего, передать атмосферу жизни военного Свердловска. Рассказать и показать, что подвиг «Сталинграда тыла», как назвал военный Свердловск поэт Евгений Евтушенко, заключался не только в том, что город поставлял на фронт оружие, но в том, что все его жители от детсадовцев до ветеранов старались внести свою лепту в общее дело.
Когда я говорю детсадовцев, я не преувеличиваю. Документальный факт: в 1942 году директор Уралмаша отдал поразительный приказ, вслушайтесь: «силами детей старших групп и обслуживающего персонала детских садов организовать сбор крапивы и щавеля с использованием последнего для питания детей». Все было настолько сложно, что на помощь призывали даже детсадовцев! Ребятишки же воспринимали это как игру, устраивали соревнования, кто соберёт больше растений. Шагая в строю, мальчишки гордо распевали: «Смело мы в бой пойдем за суп с картошкой. И Гитлера убьем – столовой ложкой».
Казалось бы, незначительный факт, но для участников экскурсии показательный. Становится понятнее, каков он «Царь-голод», почему эвакуированные из блокадного Ленинграда поражались тому, что свердловчане не сильно отличались от них по степени истощённости, почему треть всех умерших в городе в 1942 году умерли от голода. К тому же, то о чем рассказано происходило рядом, на улицах того самого района, где живут сейчас ребята…
Теперь каждый год учащиеся 5-х классов накануне дня Победы совершают эту экскурсию. Садясь в автобус, участники повязывают георгиевские ленточки, вспоминают, что они обозначают, что с 2005 года в преддверии Дня Победы проводится всероссийская акция одноименного названия.
На экскурсию ребята приходят с цветами, которые позднее возложат на мемориале в память об уралмашевцах, погибших в годы войны, у подножия памятника танкистам Уральского добровольческого танкового корпуса и памятника «Седой Урал» на площади Обороны.
Время проведения экскурсии, выбирается с учетом того, чтобы в местах возложения цветов проходили праздничные митинги. Это усиливает впечатление, создаёт ощущение собственной сопричастности к великому празднику.
В ходе путешествия во времени в город, одетый в военную шинель, ребята увидят и узнают много нового для себя. Свердловск тогда был сплошным цехом, грохочущим танкоградом, эвакопунктом, госпиталем, сиротским приютом: бессонный, раскопанный под картошку, напрягший последние силы, работающий без остановки, он был непобедим.
В единую картину, словно пазлы, сложатся отдельные факты.
Рассказ о грозных боевых машинах, которые проектировали и строили на заводе Уралмаш,
- о знаменитом его директоре Б.Г.Музрукове, которого рабочине уважительно величали «царь Борис»,
- о самоотверженных уралмашевцах, 42% из которых значились молодыми рабочими (молодые – это в возрасте 13-14 лет, самому молодому на Уралмаше было … 11лет)
Продолжится рассказ у памятника танкистам. Ребята испытают гордость за земляков-уральцев, создавших уникальный танковый корпус, который наводил ужас на немцев и его они называли «Чёрные ножи».
Участники экскурсии узнают, почему именно в 43-м году был проложен первый троллейбусный маршрут,
- принято решение о создании музея Мамина Сибиряка,
- как искрометным музыкальным фильмом «Сильва» начала свою историю киностудия,
- и на весь мир зазвучали песни Уральского народного хора;
- возле дома, где в эвакуации жила Агния Барто, ребята услышат, как подростки научили ее токарному делу, а она о них написала стихи; - у дома актера, где находилась писательская организация, как на свой юбилей П.П.Бажов получил в подарок корову, воз сена и запас дров;
- на шумной улице Вайнера замрут в почтении у здания картинной галереи, где тайно хранились полмиллиона ценнейших художественных произведений Эрмитажа;
- на углу Радищева и 8 Марта удивятся, что радиопередачи великого диктора Юрия Левитана, начинавшиеся словами: «Внимание! Говорит Москва! Передаём сообщения от советского информбюро!» велись в 1941-43-годах из Свердловска, а сигналы точного времени с 7 ноября 1941 года на 11 часовых поясов передавали из Дома Железнова;
- истории Госпитального квартала, который располагался на улице Куйбышева и парке Павлика Морозова, не оставят равнодушными никого;
- тронут детские сердца и трагические судьбы животных, доставленных из Московского и Киевского зоопарков, гибель эфиопского слона;
- о подвигах летчиков-ассов Речкалова, Одинцова и Бахчиванджи, который первым в мире совершил полет на самолёте с ракетным двигателем, пойдет речь на площади Кирова;
- здесь же ребята узнают и о войне умов, которую в годы войны вели ученые, создавая новые типы сталей, станков, разрабатывая новые технологии, и даже впервые в мире получив лекарства, родственные стрептоциду, но гораздо эффективнее: сульфидин и норсульфазол;
- у памятника маршалу Победы Г.К.Жукову ребята вместе споют песню Давида Тухманова «День Победы».
Здесь завершится путешествие во времени в город военной поры. Но не закончится экскурсия. Возвращаясь в гимназию, участники поездки, согласно предварительной договоренности, поделятся своими историями.
Ребята рассказывают, как в их семьях отмечают этот праздник, о близких, которые побывал на войне, приносят фотографии, награды, памятные вещи. Например, в семье одного из гимназистов, как семейная реликвия хранится неказистая серебряная вилка, которую прадед нашел в немецком окопе и пронес через всю войну.
Экскурсия «Город в военной шинели» масштабная и многоплановая, она как бы закладывает фундамент для дальнейшего знакомства с этой темой.
Зная, как по-особому воспринимают дети сведения об участии их сверстников в приближении победы, следующую экскурсию, на сей раз виртуальную, посвятили именно этому, назвали «У война не детское лицо».
Приходя в класс, пятиклассники-экскурсоводы, используя электронную презентацию, рассказывали каково это быть ребенком на войне. Подлинные истории из жизни детей военного Свердловска вызывали и сочувствие, и удивление слушателей.
Невозможно забыть подлинную историю о ребячьей бригаде, которую на страницах газеты рассказала ее участница. Ребята помогали сотрудникам госпиталей, их уже знали и ждали, они имели собственные халаты, им поручали перекладывать больных с носилок, обрабатывать раны марганцем, кормить обессиливших солдат, стирать кровяные бинты. Работы было много, за неё помощники получали по небольшому ломтику хлеба, намазанного маргарином и посыпанного сахарином. Так вшестером они успевали за день обходить 3 госпиталя. По просьбе врачей они приводили бездомных псов, которые зализывали больным раны, предварительно смазанные чем-нибудь съестным. Оказывается, благодаря этой нехитрой процедуре гораздо быстрее образуются так называемая грануляционная ткань. Когда солдат выписывали, они часто забирали с собой хвостатых спасителей.
О суворовском училище и его курсантах, о наборе подростков в школу юнг.
О знаменитом токаре Павле Спехове, который придумал быстрый и эффективный способ обучения подростков, работая с ними на один наряд.
Об очередях за хлебом, которые занимали с вечера, чтобы утром «отоварить» карточки, а всю ночь, чтобы не заснуть и не замерзнуть играли в баночку.
О том, как за несколько дней до Победы инвалиды войны и дети сидели на брусчатке площади 1905 года, ожидая долгожданного объявления, и еще о многом другом рассказывали ребята на этой экскурсии.
Сами так прониклись тем, о чем узнали, что сочинили и исполнили песню. Текст экскурсии и фотографии презентации использовали для создания ее печатного варианта, с которым в библиотеке можно познакомиться в любое время.
К нынешнему юбилею Победы приготовили две новые формы экскурсии. Одна из них - «Эстафета памяти» проводится в школьном музее.
Начинается с 5 минутной презентации «Война в судьбе Уралмаша», которая, подобно увертюре, настраивает аудиторию. Проводят экскурсию посланцы разных поколений:
военный подросток Саша с Уралмаша,
комсомолка из 60-х,
юнармеец из 80-х годов и наша современница.
Эти экскурсоводы рассказывают о том, по каким направлениям в гимназии велась работа по изучению военного периода в истории района.
Использование музейных экспонатов: исторических фотографий, подлинных вещей, находок, которые были сделаны в ходе поисковых экспедиций, производит особое впечатление.
Бесценны записи воспоминаний жены директора Уралмаша Валентины Дмитриевны Музруковой, много лет с ней и ее дочерью велась переписка;
для гимназистов интересна фотография закладки у школы к 30-летию Победы Аллеи славы, сейчас те маленькие саженцы стали большими деревьями;
центральным экспонатом музея мы считаем каску неизвестного солдата, её в 1967 году нашли на Мамаевом кургане наши ученики,гордостью гимназии является и фотография команды-победительницы Всесоюзного финала военно-спортивной игры «Орленок», сделанной на приеме в Кремлевском дворце в 1985 году,личные вещи танкиста Андронова, воевавшего в составе Уральского добровольческого танкового корпуса,военные письма-треугольники,
пучок колючей проволоки военной поры.
Путешествие начинается со знакомства с картой района, на которой видны непривычные надписи: бараки, землянки, лагерь пленных немцев и японцев, на месте нашей гимназии – лесопилка, обращает внимание название «улица Победы». Многие впервые узнают, что это название появилось не в 1945, а в 1933 году и подразумевало победу пролетариата в гражданской войне. Бараки и землянки были нужны для размещения эвакуированных из Ленинграда, Брянска, Сталинграда, только на улице Культуры их построили тогда более сотни. Землянки же дети воспринимали как «таинственное жилище с земляным полом, земляными кроватями, покрытыми досками. Хотя там было темновато и низковато, но мне казалось очень уютно благодаря самодельным половикам и салфеткам. Я очень любила ходить в гости к подружкам, которые в них жили».
Рассказ о сегодняшних формах изучения военного прошлого: проектах, экскурсиях, завершают четвероклассники, делясь впечатлениями об участии в параде Победы, когда с фотографиями близких они шли в колонне Бессмертного полка.
В финале звучит стихотворение:
«Я и мои современники»
Потертые джинсы, чёлка от глаз,
Западной моды пленники,
Огни дискотек, хип-хоп, рок и джаз –
Это я и мои современники.
Но вы не волнуйтесь:
Полет мечты высок в ежедневной полемике,
На братских могилах живые цветы
От меня и моих современников.
И если услышим мы звуки набата,
Снимем причёски-веники,
Сменим джинсы на форму солдата
Я и мои современники.
После экскурсии гимназисты подходят к витринам, рассматривают экспонаты. Надо видеть лица мальчишек, которые, как драгоценность держат клубок ржавой колючей проволоки, пожелтевшие письма-треугольники, воспринимая их посланиями из прошлого.
С 20 апреля по графику в музей на эту экскурсию придут гимназисты 4-7-х классов.
Вторая экскурсия этого года основывается на удивительной книге воспоминаний «Непридуманные истории, подсказанные людской памятью», изданной в прошлом году. Большая часть воспоминаний принадлежит ветеранам Орджоникидзевского района, которые в годы войны были детьми. В их сознании ярко отпечаталась атмосфера того времени, навсегда засели в памяти детали, которые невозможно придумать, и которые так важны нам сегодня. Новую экскурсию мы назвали «Гости из прошлого». У нее есть подзаголовок: «Виртуальное путешествие по Уралмашу военной пору с Сашей и его друзьями, основанное на книге воспоминаний «Непридуманные истории подсказанные людской памятью».
Оказывается, хотя Свердловск находился в глубоком тылу, в начале войны всех обязали окна в подъездах закрасить синей краской, а в квартирах вечером занавешивать шторами для маскировки. Знаете почему? Опасались, что фашистские бомбардировщики могут долететь до Урала. По улицам Уралмаша ходили патрули и тщательно осматривали окна – нет ли где светящейся щелки. Рассказывали о вражеских приспешниках, которые якобы подавали световые сигналы самолетам через печные трубы. «В День Победы мы, ребятня, бросились соскабливать краску с окон в подъезде – так хотелось, чтоб было светло!» Даже знаменитая Белая башня в военную пору была выкрашена в зеленый цвет. Над заводом все время стоял дым, коптили трубы. Снег был желтый, но никто на эту желтизну внимания не обращал. Летом все дворы между домами разделили на небольшие грядки и засадили овощами. В обязанности детей входило охранять, пропалывать их и поливать из чайников.
На этой экскурсии мы сосредоточили внимание на тех военных страницах истории района, которые прежде не затрагивали;
- помимо презентации в экскурсии использовали исторические артефакты, а при их отсутствии, сделанные нами по старым образцам;
- помещение, где проводится экскурсия, оформляем рисунками учеников, которые иллюстрируют рассказ. Познакомлю вас только с одной темой экскурсии, связанной со школьной жизнью.
Детей на Уралмаше было много - здешние, эвакуированные, но мало школ. В 1944 году в школе № 22 оказалось 15(!) первых классов – от 1а до 1р. «Особенно запомнилось мне торжественная линейка: нам каждому подарили пенал, а главное, внутри пенала было вложено по два финика. Незабываемый вкус этих экзотических плодов преследовал меня потом всю жизнь». Учились в три смены, сидя втроем на одной парте. Экономили электричество, на весь класс горела 1 лампочка. Не хватало учебников: 1 учебник выдавали на 4-5 учеников. Тетрадей не было. Их приходилось делать: сшивали оберточную бумагу или газеты. Родители разлиновывали их в косую линейку или клеточку. Писали деревянными ручками с металлическими перьями. Чернил тоже не было. Их делали сами, из чего придется, например, из сока свеклы или сухой краски для крашения материи. Не было ни портфелей, ни ранцев. Школьные принадлежности носили в самодельной матерчатой сумке, к ручке которой был привязан отдельный мешочек с чернильницей-«непроливашкой».
Мы показываем на экскурсии эти самодельные портфели, тетради, ручки и непроливашки, пенал с финиками. Детям это важно.
Уроки в школе начинались с линейки, во время которой директор сообщал военные сводки с фронтов. Заканчивали линейку пением песни «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой с фашистской силой темною, с проклятою ордой!», которая помогала жить и вселяла веру в победу.
Как и теперь, школьники с нетерпением ждали большую перемену. Но тогда для этого был особый повод: в класс приносили поднос с бесплатным завтраком: тоненький кусочек хлеба или маленькую круглую булочку, каждый сворачивал бумажный кулечек, в который высыпали чайную ложечку сахара.
Взрослые панически боялась, что ослабленные дети заболеют тифом, подхватят вшей. «Однажды, классе во втором, всех остригли наголо, и бабушка стала называть нас не иначе как «шарикоподшипники». Все стали смешными и ушастыми!»
Вы уже поняли, что я могу еще много рассказывать об удивительных фактах, которые мы используем на этой экскурсии, о том, что читали дети в войну, во что играли, как вели многолетнюю переписку с фронтовиками, общались с военнопленными…
Война уходит в прошлое, но интерес к ее событиям не ослабевает, «большое видится на расстоянье». Ежегодно мы будем вспоминать об этом времени в будни и праздники, по разным поводам и для собственного осмысления. Чем больше мы узнаём, тем отчетливее становится понимание значимости и масштабности подвига наших земляков, наследниками по прямой которых мы себя считаем. Если наш опыт вам показался интересным - рады. Если о чем-то хотите узнать - готовы помочь, рассказать о методике создания экскурсии, организации исследовательского процесса.
Я хочу поделиться тем, как этого стараемся достичь мы в гимназии №144. Последнее десятилетие краеведческая работа в деятельности библиотеки стала одной из основных, тема ВОв занимает в ней особое место.
Мы строим нашу работу на изучении документов, воспоминаний, потому что убеждены: надо успеть сохранить подлинные черты той, реальной жизни, которая ярче и, порою неожиданнее, любых фантазий.
И еще мы уверены, что рассказ о важном должен быть интересным, эмоциональным, ярким, необычным, тогда он найдет отклик в сердцах наших информационно-избалованных адресатов.
Для нас в этом деле любимой является форма экскурсии, традиционной и виртуальной. При этом каждый раз экскурсии дополняются новыми элементами: изготовлением недостающих артефактов, созданием галереи рисунков, введением театральных персонажей, рассказами участников экскурсии и т.д.
Создавая в 2006 году экскурсию «Город в военной шинели», нам хотелось, прежде всего, передать атмосферу жизни военного Свердловска. Рассказать и показать, что подвиг «Сталинграда тыла», как назвал военный Свердловск поэт Евгений Евтушенко, заключался не только в том, что город поставлял на фронт оружие, но в том, что все его жители от детсадовцев до ветеранов старались внести свою лепту в общее дело.
Когда я говорю детсадовцев, я не преувеличиваю. Документальный факт: в 1942 году директор Уралмаша отдал поразительный приказ, вслушайтесь: «силами детей старших групп и обслуживающего персонала детских садов организовать сбор крапивы и щавеля с использованием последнего для питания детей». Все было настолько сложно, что на помощь призывали даже детсадовцев! Ребятишки же воспринимали это как игру, устраивали соревнования, кто соберёт больше растений. Шагая в строю, мальчишки гордо распевали: «Смело мы в бой пойдем за суп с картошкой. И Гитлера убьем – столовой ложкой».
Казалось бы, незначительный факт, но для участников экскурсии показательный. Становится понятнее, каков он «Царь-голод», почему эвакуированные из блокадного Ленинграда поражались тому, что свердловчане не сильно отличались от них по степени истощённости, почему треть всех умерших в городе в 1942 году умерли от голода. К тому же, то о чем рассказано происходило рядом, на улицах того самого района, где живут сейчас ребята…
Теперь каждый год учащиеся 5-х классов накануне дня Победы совершают эту экскурсию. Садясь в автобус, участники повязывают георгиевские ленточки, вспоминают, что они обозначают, что с 2005 года в преддверии Дня Победы проводится всероссийская акция одноименного названия.
На экскурсию ребята приходят с цветами, которые позднее возложат на мемориале в память об уралмашевцах, погибших в годы войны, у подножия памятника танкистам Уральского добровольческого танкового корпуса и памятника «Седой Урал» на площади Обороны.
Время проведения экскурсии, выбирается с учетом того, чтобы в местах возложения цветов проходили праздничные митинги. Это усиливает впечатление, создаёт ощущение собственной сопричастности к великому празднику.
В ходе путешествия во времени в город, одетый в военную шинель, ребята увидят и узнают много нового для себя. Свердловск тогда был сплошным цехом, грохочущим танкоградом, эвакопунктом, госпиталем, сиротским приютом: бессонный, раскопанный под картошку, напрягший последние силы, работающий без остановки, он был непобедим.
В единую картину, словно пазлы, сложатся отдельные факты.
Рассказ о грозных боевых машинах, которые проектировали и строили на заводе Уралмаш,
- о знаменитом его директоре Б.Г.Музрукове, которого рабочине уважительно величали «царь Борис»,
- о самоотверженных уралмашевцах, 42% из которых значились молодыми рабочими (молодые – это в возрасте 13-14 лет, самому молодому на Уралмаше было … 11лет)
Продолжится рассказ у памятника танкистам. Ребята испытают гордость за земляков-уральцев, создавших уникальный танковый корпус, который наводил ужас на немцев и его они называли «Чёрные ножи».
Участники экскурсии узнают, почему именно в 43-м году был проложен первый троллейбусный маршрут,
- принято решение о создании музея Мамина Сибиряка,
- как искрометным музыкальным фильмом «Сильва» начала свою историю киностудия,
- и на весь мир зазвучали песни Уральского народного хора;
- возле дома, где в эвакуации жила Агния Барто, ребята услышат, как подростки научили ее токарному делу, а она о них написала стихи; - у дома актера, где находилась писательская организация, как на свой юбилей П.П.Бажов получил в подарок корову, воз сена и запас дров;
- на шумной улице Вайнера замрут в почтении у здания картинной галереи, где тайно хранились полмиллиона ценнейших художественных произведений Эрмитажа;
- на углу Радищева и 8 Марта удивятся, что радиопередачи великого диктора Юрия Левитана, начинавшиеся словами: «Внимание! Говорит Москва! Передаём сообщения от советского информбюро!» велись в 1941-43-годах из Свердловска, а сигналы точного времени с 7 ноября 1941 года на 11 часовых поясов передавали из Дома Железнова;
- истории Госпитального квартала, который располагался на улице Куйбышева и парке Павлика Морозова, не оставят равнодушными никого;
- тронут детские сердца и трагические судьбы животных, доставленных из Московского и Киевского зоопарков, гибель эфиопского слона;
- о подвигах летчиков-ассов Речкалова, Одинцова и Бахчиванджи, который первым в мире совершил полет на самолёте с ракетным двигателем, пойдет речь на площади Кирова;
- здесь же ребята узнают и о войне умов, которую в годы войны вели ученые, создавая новые типы сталей, станков, разрабатывая новые технологии, и даже впервые в мире получив лекарства, родственные стрептоциду, но гораздо эффективнее: сульфидин и норсульфазол;
- у памятника маршалу Победы Г.К.Жукову ребята вместе споют песню Давида Тухманова «День Победы».
Здесь завершится путешествие во времени в город военной поры. Но не закончится экскурсия. Возвращаясь в гимназию, участники поездки, согласно предварительной договоренности, поделятся своими историями.
Ребята рассказывают, как в их семьях отмечают этот праздник, о близких, которые побывал на войне, приносят фотографии, награды, памятные вещи. Например, в семье одного из гимназистов, как семейная реликвия хранится неказистая серебряная вилка, которую прадед нашел в немецком окопе и пронес через всю войну.
Экскурсия «Город в военной шинели» масштабная и многоплановая, она как бы закладывает фундамент для дальнейшего знакомства с этой темой.
Зная, как по-особому воспринимают дети сведения об участии их сверстников в приближении победы, следующую экскурсию, на сей раз виртуальную, посвятили именно этому, назвали «У война не детское лицо».
Приходя в класс, пятиклассники-экскурсоводы, используя электронную презентацию, рассказывали каково это быть ребенком на войне. Подлинные истории из жизни детей военного Свердловска вызывали и сочувствие, и удивление слушателей.
Невозможно забыть подлинную историю о ребячьей бригаде, которую на страницах газеты рассказала ее участница. Ребята помогали сотрудникам госпиталей, их уже знали и ждали, они имели собственные халаты, им поручали перекладывать больных с носилок, обрабатывать раны марганцем, кормить обессиливших солдат, стирать кровяные бинты. Работы было много, за неё помощники получали по небольшому ломтику хлеба, намазанного маргарином и посыпанного сахарином. Так вшестером они успевали за день обходить 3 госпиталя. По просьбе врачей они приводили бездомных псов, которые зализывали больным раны, предварительно смазанные чем-нибудь съестным. Оказывается, благодаря этой нехитрой процедуре гораздо быстрее образуются так называемая грануляционная ткань. Когда солдат выписывали, они часто забирали с собой хвостатых спасителей.
О суворовском училище и его курсантах, о наборе подростков в школу юнг.
О знаменитом токаре Павле Спехове, который придумал быстрый и эффективный способ обучения подростков, работая с ними на один наряд.
Об очередях за хлебом, которые занимали с вечера, чтобы утром «отоварить» карточки, а всю ночь, чтобы не заснуть и не замерзнуть играли в баночку.
О том, как за несколько дней до Победы инвалиды войны и дети сидели на брусчатке площади 1905 года, ожидая долгожданного объявления, и еще о многом другом рассказывали ребята на этой экскурсии.
Сами так прониклись тем, о чем узнали, что сочинили и исполнили песню. Текст экскурсии и фотографии презентации использовали для создания ее печатного варианта, с которым в библиотеке можно познакомиться в любое время.
К нынешнему юбилею Победы приготовили две новые формы экскурсии. Одна из них - «Эстафета памяти» проводится в школьном музее.
Начинается с 5 минутной презентации «Война в судьбе Уралмаша», которая, подобно увертюре, настраивает аудиторию. Проводят экскурсию посланцы разных поколений:
военный подросток Саша с Уралмаша,
комсомолка из 60-х,
юнармеец из 80-х годов и наша современница.
Эти экскурсоводы рассказывают о том, по каким направлениям в гимназии велась работа по изучению военного периода в истории района.
Использование музейных экспонатов: исторических фотографий, подлинных вещей, находок, которые были сделаны в ходе поисковых экспедиций, производит особое впечатление.
Бесценны записи воспоминаний жены директора Уралмаша Валентины Дмитриевны Музруковой, много лет с ней и ее дочерью велась переписка;
для гимназистов интересна фотография закладки у школы к 30-летию Победы Аллеи славы, сейчас те маленькие саженцы стали большими деревьями;
центральным экспонатом музея мы считаем каску неизвестного солдата, её в 1967 году нашли на Мамаевом кургане наши ученики,гордостью гимназии является и фотография команды-победительницы Всесоюзного финала военно-спортивной игры «Орленок», сделанной на приеме в Кремлевском дворце в 1985 году,личные вещи танкиста Андронова, воевавшего в составе Уральского добровольческого танкового корпуса,военные письма-треугольники,
пучок колючей проволоки военной поры.
Путешествие начинается со знакомства с картой района, на которой видны непривычные надписи: бараки, землянки, лагерь пленных немцев и японцев, на месте нашей гимназии – лесопилка, обращает внимание название «улица Победы». Многие впервые узнают, что это название появилось не в 1945, а в 1933 году и подразумевало победу пролетариата в гражданской войне. Бараки и землянки были нужны для размещения эвакуированных из Ленинграда, Брянска, Сталинграда, только на улице Культуры их построили тогда более сотни. Землянки же дети воспринимали как «таинственное жилище с земляным полом, земляными кроватями, покрытыми досками. Хотя там было темновато и низковато, но мне казалось очень уютно благодаря самодельным половикам и салфеткам. Я очень любила ходить в гости к подружкам, которые в них жили».
Рассказ о сегодняшних формах изучения военного прошлого: проектах, экскурсиях, завершают четвероклассники, делясь впечатлениями об участии в параде Победы, когда с фотографиями близких они шли в колонне Бессмертного полка.
В финале звучит стихотворение:
«Я и мои современники»
Потертые джинсы, чёлка от глаз,
Западной моды пленники,
Огни дискотек, хип-хоп, рок и джаз –
Это я и мои современники.
Но вы не волнуйтесь:
Полет мечты высок в ежедневной полемике,
На братских могилах живые цветы
От меня и моих современников.
И если услышим мы звуки набата,
Снимем причёски-веники,
Сменим джинсы на форму солдата
Я и мои современники.
После экскурсии гимназисты подходят к витринам, рассматривают экспонаты. Надо видеть лица мальчишек, которые, как драгоценность держат клубок ржавой колючей проволоки, пожелтевшие письма-треугольники, воспринимая их посланиями из прошлого.
С 20 апреля по графику в музей на эту экскурсию придут гимназисты 4-7-х классов.
Вторая экскурсия этого года основывается на удивительной книге воспоминаний «Непридуманные истории, подсказанные людской памятью», изданной в прошлом году. Большая часть воспоминаний принадлежит ветеранам Орджоникидзевского района, которые в годы войны были детьми. В их сознании ярко отпечаталась атмосфера того времени, навсегда засели в памяти детали, которые невозможно придумать, и которые так важны нам сегодня. Новую экскурсию мы назвали «Гости из прошлого». У нее есть подзаголовок: «Виртуальное путешествие по Уралмашу военной пору с Сашей и его друзьями, основанное на книге воспоминаний «Непридуманные истории подсказанные людской памятью».
Оказывается, хотя Свердловск находился в глубоком тылу, в начале войны всех обязали окна в подъездах закрасить синей краской, а в квартирах вечером занавешивать шторами для маскировки. Знаете почему? Опасались, что фашистские бомбардировщики могут долететь до Урала. По улицам Уралмаша ходили патрули и тщательно осматривали окна – нет ли где светящейся щелки. Рассказывали о вражеских приспешниках, которые якобы подавали световые сигналы самолетам через печные трубы. «В День Победы мы, ребятня, бросились соскабливать краску с окон в подъезде – так хотелось, чтоб было светло!» Даже знаменитая Белая башня в военную пору была выкрашена в зеленый цвет. Над заводом все время стоял дым, коптили трубы. Снег был желтый, но никто на эту желтизну внимания не обращал. Летом все дворы между домами разделили на небольшие грядки и засадили овощами. В обязанности детей входило охранять, пропалывать их и поливать из чайников.
На этой экскурсии мы сосредоточили внимание на тех военных страницах истории района, которые прежде не затрагивали;
- помимо презентации в экскурсии использовали исторические артефакты, а при их отсутствии, сделанные нами по старым образцам;
- помещение, где проводится экскурсия, оформляем рисунками учеников, которые иллюстрируют рассказ. Познакомлю вас только с одной темой экскурсии, связанной со школьной жизнью.
Детей на Уралмаше было много - здешние, эвакуированные, но мало школ. В 1944 году в школе № 22 оказалось 15(!) первых классов – от 1а до 1р. «Особенно запомнилось мне торжественная линейка: нам каждому подарили пенал, а главное, внутри пенала было вложено по два финика. Незабываемый вкус этих экзотических плодов преследовал меня потом всю жизнь». Учились в три смены, сидя втроем на одной парте. Экономили электричество, на весь класс горела 1 лампочка. Не хватало учебников: 1 учебник выдавали на 4-5 учеников. Тетрадей не было. Их приходилось делать: сшивали оберточную бумагу или газеты. Родители разлиновывали их в косую линейку или клеточку. Писали деревянными ручками с металлическими перьями. Чернил тоже не было. Их делали сами, из чего придется, например, из сока свеклы или сухой краски для крашения материи. Не было ни портфелей, ни ранцев. Школьные принадлежности носили в самодельной матерчатой сумке, к ручке которой был привязан отдельный мешочек с чернильницей-«непроливашкой».
Мы показываем на экскурсии эти самодельные портфели, тетради, ручки и непроливашки, пенал с финиками. Детям это важно.
Уроки в школе начинались с линейки, во время которой директор сообщал военные сводки с фронтов. Заканчивали линейку пением песни «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой с фашистской силой темною, с проклятою ордой!», которая помогала жить и вселяла веру в победу.
Как и теперь, школьники с нетерпением ждали большую перемену. Но тогда для этого был особый повод: в класс приносили поднос с бесплатным завтраком: тоненький кусочек хлеба или маленькую круглую булочку, каждый сворачивал бумажный кулечек, в который высыпали чайную ложечку сахара.
Взрослые панически боялась, что ослабленные дети заболеют тифом, подхватят вшей. «Однажды, классе во втором, всех остригли наголо, и бабушка стала называть нас не иначе как «шарикоподшипники». Все стали смешными и ушастыми!»
Вы уже поняли, что я могу еще много рассказывать об удивительных фактах, которые мы используем на этой экскурсии, о том, что читали дети в войну, во что играли, как вели многолетнюю переписку с фронтовиками, общались с военнопленными…
Война уходит в прошлое, но интерес к ее событиям не ослабевает, «большое видится на расстоянье». Ежегодно мы будем вспоминать об этом времени в будни и праздники, по разным поводам и для собственного осмысления. Чем больше мы узнаём, тем отчетливее становится понимание значимости и масштабности подвига наших земляков, наследниками по прямой которых мы себя считаем. Если наш опыт вам показался интересным - рады. Если о чем-то хотите узнать - готовы помочь, рассказать о методике создания экскурсии, организации исследовательского процесса.
Галина Владимировна, спасибо Вам и, конечно, Людмиле Николаевне за публикацию. Очень интересно. У меня дед работал во время войны в КБ Уралмашзавода. Мамино детство там прошло. Она до сих пор себе праздники устраивает - выезды На Уралмаш. Очень большая и интересная работа
ОтветитьУдалитьЭто только малая толика того, что Людмила Николаевна делает.
ОтветитьУдалить