четверг, 27 июля 2017 г.

Анна Ларина-Бухарина "Незабываемое"

        Большевики-ленинцы, высокоинтеллектуальные образованные люди, профессиональные революционеры,  мечтатели, желавшие всеобщего счастья и благоденствия и получившие за это пытки, тюрьмы, ссылки, публичные неправедные суды, обвинения во всех смертных грехах, которых и в мыслях не совершали; лишение всех прав, бесчестье, смерть, забвение...
       Почему же на процессах 30-х годов они не объединились против Сталина, почему принялись оговаривать самих себя и друг друга?  Пытки? вынужденные показания? Им угрожали расправой с родителями, женами и детьми? Все это -уже очевидно - было, и тем не менее процессы были открытыми, можно было хотя бы попытаться... Есть предположения, что на процессы обвиняемых выводили напичканными психотропными средствами, - может, этим объясняется их пассивность.
        Николай Иванович Бухарин, "золотое дитя партии", жизнерадостный, веселый, непосредственный, открытый человек, непревзойденный оратор, талантливый  художник, журналист, полиглот (говорил, читал,  писал на многих европейских языках). Его любили все, кто знал его близко, родные, друзья, товарищи по партии, но также простые люди. Однако и Бухарина не миновала тяжкая участь,  может, именно потому что он был таким. Его предсмертное письмо жене, Анне Михайловне Лариной, объясняет многое:
       "Милая, дорогая Аннушка, ненаглядная моя! Я пишу тебе уже накануне процесса и пишу тебе с определенной целью, которую подчеркиваю тремя чертами: что бы ты ни прочитала, что бы ты ни услышала, сколь бы ужасны ни были соответствующие вещи, что бы мне ни говорили, что бы я ни говорил — переживи ВСЕ мужественно и спокойно. Подготовь домашних. Помоги и им. Я боюсь и за тебя, и за других, но прежде всего за тебя. Ни на что не злобься. Помни о том, что великое дело СССР живет, и ЭТО главное, а личные судьбы — преходящи и мизерабельны по сравнению с этим. Тебя ждет огромное испытание. Умоляю тебя, родная моя, прими все меры, натяни все струны души, но не дай им ЛОПНУТЬ. Ни с кем не болтай ни о чем. Мое состояние ты поймешь. Ты — самый близкий, самый родной мне человек, единственный. И я тебя прошу всем хорошим, что было между нами, чтоб ты сделала величайшее усилие, величайшим натяжением души помогла себе и домашним ПЕРЕЖИТЬ страшный этап. Мне кажется, что отцу и Наде не следовало бы ЧИТАТЬ ГАЗЕТ за соответствующие дни: пусть на время КАК БЫ ЗАСНУТ. Впрочем, тебе виднее — распорядись, присоветуй сама, под тем углом зрения, чтобы не было неожиданного кошмарного потрясения. Если я об этом прошу, то поверь, что я выстрадал все, в том числе и эту просьбу, и что все будет, как этого требуют большие и великие интересы. Ты знаешь, что мне стоит писать тебе такое письмо, но я пишу его в глубокой уверенности, что только так я должен поступить. Это главное, основное, решающее. Сколько говорят эти короткие строки, ты и сама понимаешь! Сделай так, как я прошу, и держи себя в руках: будь каменной, как статуя.
Я — в огромной тревоге ЗА ТЕБЯ, и если бы ТЕБЕ разрешили написать или передать мне несколько успокоительных слов по поводу вышесказанного, то ЭТА тяжесть свалилась бы хоть несколько с моей души.
Об этом прошу тебя, друг мой милый, об этом умоляю..."
        "Великое дело СССР - это главное" - они жертвовали собой не только ради близких, но еще ради  дела своей жизни: "накануне наступления фашизма он не хотел компрометировать Советский Союз разоблачением того, что творилось в ежовских застенках".
       Бухарин писал письмо,  не зная, что его жена, Анна Михайловна Ларина, давно арестована, что она начала свой скорбный путь по лагерям и тюрьмам и получит письмо только через 54 года. Анна Михайловна была разлучена с сыном, с семьей и не получала известий, где они и что с ними. Когда ее арестовали, сын был совсем маленький - 10 месяцев, снова они встретились, когда Юре было уже 20 лет. До этого времени он не знал,чей он сын.
        Анне Михайловне было очень тяжело в лагерях и тюрьмах: у нее не было никаких иллюзий (многие думали:"это ошибка, если написать письмо Сталину,- все изменится"), к ней часто, как к жене Бухарина, относились враждебно другие заключенные, она не могла  узнать точно, что же произошло на пресловутом процессе  и сделать выводы, не знала об участи близких. В книге она описывает и свою  жизнь, но больше рассказывает о своей семье, об отце Юрии Ларине (Михаиле Александровиче Лурье), который тоже был профессиональным революционером, соратником Ленина, о Николае Ивановиче Бухарине, о друзьях и знакомых отца и мужа, пытается объяснить, почему массовые репрессии стали возможны, почему и как Сталину удалось расправиться с ленинской гвардией.
       
              Н. И. Бухарин произнес 3 апреля 1936 года в Париже речь  «Основные проблемы современной культуры», которая была направлена также против фашизма: «Фашизм как теоретически, так и практически довел до крайности антииндивидуалистические тенденции, над всеми институтами он воздвиг всемогущее «тотальное государство», которое деперсонифицирует все, за исключением вождей и сверхвождей… Обезличение массы здесь прямо пропорционально прославлению вождя».  Анна Михайловна считает, что эти слова Сталин мог отнести на свой счет,- и это стало последней каплей, переполнившей чашу его гнева. Наверное, это так, но ясно также и то, что такие люди, как Николай Иванович, Сталину рядом были не нужны, мешали его планам .

Комментариев нет:

Отправить комментарий