Двойственное чувство осталось от прочтения этой книги. Телевизионный образ автора потерял свою идеальность. Образ автора книжный - противоречивый, временами невнятный, иногда чуждый, способный изменять и заблуждаться, более живой, но менее симпатичный.
Владимир Познер родился во Франции, отрочество и юность провел В США, семья переехала в Россию по настоянию отца, потомка эммигрантов из России. Мать В.В. была француженкой. Родиной своей он всегда. даже 38 лет прожив в России, считал Америку, где пошел в школу,окончил начальную и среднюю школу, сформировался как личность. Живя в России, Познер страстно мечтал об Америке, был несказанно счастлив, когда , наконец. ее обрел, но. по прошествии времени очарование рассеялось, он решил, что его дом - там, где живет его семья,- и вернулся в Россию.
В.В. пытается в книге переосмыслить всю историю Америки , России , Европы после революции 1917 года , после Второй мировой войны на примере жизни своей семьи, своих родителей, самого себя; проследить, как под влиянием политических, социальных изменений меняются убеждения человека, как человек теряет иллюзии.
С какими-то выводами В,В. согласна, другие вызывают протест, а некоторые - удивление,
Вот он не понимает, почему наши люди после всех испытаний не разбежались, не эмигрировали в массовом порядке. У нас народ разделяет понятия Родина и государство. "Всякая власть есть насилие" - часто повторял мой дед. Но Родина - это совсем другое, ни идеология , ни общественный строй, ни членство в какой - либо партии, никакие события, жизненные и общественные, не могут изменить твоей любви к Родине, если ты ее любишь. Неправда, что на фронтах Великой Отечественной сражались за советскую власть , за Сталина, - за Родину и за свою семью сражались, потому и победили. И неправда, что если бы Наполеон освободил от крепостного ига наших крестьян - он победил бы. Нет, Наполеон пришел как завоеватель, с мечом, на нашу землю - не приняли бы его крестьяне. Насчет татарского ига тоже выводы Владимира Владимировича странные. Наверное, он судит о русской истории как американец, на основании того, что в свое время ему в американской школе преподали. Трудно избавиться от стереотипов, труднее, чем от иллюзий.
Евреев , говорит в 70 - 80-е не допускали до руководящих должностей, не давали высшее образование получать. Не знаю, как в Москве, конечно, но у нас на Урале так не было. В университете на нашем курсе учились евреи, и во главе больших предприятий стояли, в частности , базу стройматериалов, где моя мама работала, возглавлял еврей, начальником цеха на заводе, где я работала до университета, был еврей. Кстати, оба- хорошие люди и достойные руководители.
Совершенно я не поняла, зачем В.В. вступил в коммунистическую партию, зная про все перегибы и сталинские извращения. Выбор - то был. Да, журналистскую карьеру тогда бы не сделал, но значит - в партию - ради карьеры? При чем тут идеализм?
А о своем отце пишет, что не простил ему связь на стороне. Называет имя женщины, с которой отец встречался, говорит о ней очень резко, а немного ниже признается, что сам когда-то подобную ошибку совершил. Отец давно умер, зачем было все это на свет божий вытаскивать, сам в такой ситуации побывал, понять и простить - вроде бы самый естественный путь...
Больше всего мне не понравились слова В.В. в адрес православной церкви. Хочешь - верь, хочешь - нет, хоть в Магомета, хоть в Иисуса, но не диктуй никому , во что верить. У нас в России- свобода совести. Православная церковь ни одну веру не хает, не обвиняет во всех смертных грехах (разве что секты, так и правильно). А В.В. Познер позволяет себе нападки на православную веру! Что самое интересное - где-то мы все это перечисление грехов церкви нашей уже слышали...
Но читать интересно, заново многие события переживаешь, как будто все вчера было, 90-е годы до слез отчетливо вспомнила, развал Союза. Ни за что не хотела бы в эти годы вернуться.
Все мы от иллюзий избавились , и не один раз.
Владимир Познер родился во Франции, отрочество и юность провел В США, семья переехала в Россию по настоянию отца, потомка эммигрантов из России. Мать В.В. была француженкой. Родиной своей он всегда. даже 38 лет прожив в России, считал Америку, где пошел в школу,окончил начальную и среднюю школу, сформировался как личность. Живя в России, Познер страстно мечтал об Америке, был несказанно счастлив, когда , наконец. ее обрел, но. по прошествии времени очарование рассеялось, он решил, что его дом - там, где живет его семья,- и вернулся в Россию.
В.В. пытается в книге переосмыслить всю историю Америки , России , Европы после революции 1917 года , после Второй мировой войны на примере жизни своей семьи, своих родителей, самого себя; проследить, как под влиянием политических, социальных изменений меняются убеждения человека, как человек теряет иллюзии.
С какими-то выводами В,В. согласна, другие вызывают протест, а некоторые - удивление,
Вот он не понимает, почему наши люди после всех испытаний не разбежались, не эмигрировали в массовом порядке. У нас народ разделяет понятия Родина и государство. "Всякая власть есть насилие" - часто повторял мой дед. Но Родина - это совсем другое, ни идеология , ни общественный строй, ни членство в какой - либо партии, никакие события, жизненные и общественные, не могут изменить твоей любви к Родине, если ты ее любишь. Неправда, что на фронтах Великой Отечественной сражались за советскую власть , за Сталина, - за Родину и за свою семью сражались, потому и победили. И неправда, что если бы Наполеон освободил от крепостного ига наших крестьян - он победил бы. Нет, Наполеон пришел как завоеватель, с мечом, на нашу землю - не приняли бы его крестьяне. Насчет татарского ига тоже выводы Владимира Владимировича странные. Наверное, он судит о русской истории как американец, на основании того, что в свое время ему в американской школе преподали. Трудно избавиться от стереотипов, труднее, чем от иллюзий.
Евреев , говорит в 70 - 80-е не допускали до руководящих должностей, не давали высшее образование получать. Не знаю, как в Москве, конечно, но у нас на Урале так не было. В университете на нашем курсе учились евреи, и во главе больших предприятий стояли, в частности , базу стройматериалов, где моя мама работала, возглавлял еврей, начальником цеха на заводе, где я работала до университета, был еврей. Кстати, оба- хорошие люди и достойные руководители.
Совершенно я не поняла, зачем В.В. вступил в коммунистическую партию, зная про все перегибы и сталинские извращения. Выбор - то был. Да, журналистскую карьеру тогда бы не сделал, но значит - в партию - ради карьеры? При чем тут идеализм?
А о своем отце пишет, что не простил ему связь на стороне. Называет имя женщины, с которой отец встречался, говорит о ней очень резко, а немного ниже признается, что сам когда-то подобную ошибку совершил. Отец давно умер, зачем было все это на свет божий вытаскивать, сам в такой ситуации побывал, понять и простить - вроде бы самый естественный путь...
Больше всего мне не понравились слова В.В. в адрес православной церкви. Хочешь - верь, хочешь - нет, хоть в Магомета, хоть в Иисуса, но не диктуй никому , во что верить. У нас в России- свобода совести. Православная церковь ни одну веру не хает, не обвиняет во всех смертных грехах (разве что секты, так и правильно). А В.В. Познер позволяет себе нападки на православную веру! Что самое интересное - где-то мы все это перечисление грехов церкви нашей уже слышали...
Но читать интересно, заново многие события переживаешь, как будто все вчера было, 90-е годы до слез отчетливо вспомнила, развал Союза. Ни за что не хотела бы в эти годы вернуться.
Все мы от иллюзий избавились , и не один раз.
Комментариев нет:
Отправить комментарий