К окончанию Второй мировой войны дети эмигрантов первой волны, младенцами, подростками увезенные родителями из России после революции и гражданской войны, были взрослыми. Высшее образование было для них практически недоступно, устроиться на работу официально они не могли: у них, апатридов, не было гражданства, не было паспортов, не было разрешения на работу, да и профессии не было. Тяжело им приходилось, а далекая Родина казалась прекрасной, справедливой, дающей множество возможностей. Особенно после Победы Красной Армии над фашистами.А еще был Указ Президиума Верховного Совета СССР «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской Империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории Франции». Такие же указы были изданы для эмигрантов, проживающих в Болгарии, Чехословакии... Сыграло свою роль принятие новой конституции СССР в 1947 году, где все граждане были уравнены в правах. Деятельность "Союзов возвращенцев" , имеющихся в каждой стране, где жили русские эмигранты, в большой степени влияла на принятие решения о репатриации.
И они поехали... Страны, где родились, они не знали, Россия была для них «Terra Incognita» и встретила неласково...
Много в этой книге удивительного: существование детских, молодежных организаций для детей русских эмигрантов в Париже, финансируемых англичанами и американцами, дающих детям эмигрантов возможность бесплатно заниматься в кружках рукоделия, спортивных секциях, возможность отдыхать каждое лето на море (о навязывании какой-либо идеалогии в этих объединениях автор не пишет, руководителями и воспитателями были русские из числа самих же эмигрантов); то, что русские скауты и гайды во Франции у костров пели те же самые песни, что пионеры в России; необыкновенная сплоченность парижан - когда они не дали французским фашистам захватить власть в своем городе, как дружно покинули Париж, когда он был объявлен "свободным городом" и в него должны были войти немцы; то,что Мать Мария (Е.Ю. Кузьмина - Караваева) вела свою работу по спасению евреев и русских пленных совершенно открыто (все всё знали), те же молебны"во славу русского воинства" служились тоже совершенно открыто. Чем ценны свидетельства очевидцев - деталями, о которых не скажут в официальной информации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий