Партия эсеров с восторгом встретила Февральскую революцию, люди вернулись из многолетней эмиграции, надеялись, что их мечты и планы наконец - то осуществятся. Они включились в выборы в Государственную Думу, активно работали в рабочей и крестьянской среде, занимали должности во Временном правительстве, планировали плодотворную работу на благо России. Надеждам не суждено было сбыться: через полгода случилась Октябрьская революция, и буквально на следующий день эсеры снова оказались вне закона, последовали аресты, тюрьмы , ссылки и ,как следствие, - новая эмиграция. Многие из них были расстреляны, многие умерли в тюрьмах, лагерях, на пересылках. Немногие выжившие, отсидевшие по 40 лет, были сломлены, партия больше не возродилась. У тех, кому удалось эмигрировать, судьбы иные, но и они не смогли сохранить партию: разъехались по миру, работали, чтобы выжить, сохранить свои семьи, вырастить детей. Многие позже участвовали в антифашистском Сопротивлении, воевали, писали патриотические статьи, некоторые даже вернулись в Россию, навстречу арестам, к сожалению.
Чернушки, сестры- близнецы Черновы, выросли на вилле в Италии, где кроме них, младшей сестры, няни и родителей жили товарищи родителей по партии эсеров: только что приехавшие в Италию и нуждавшиеся в крыше над головой, только что вышедшие или сбежавшие из тюрем, выполнявшие задания партии, связные. Девочки не ходили в итальянскую школу, их обучали родители и их товарищи. Когда они, вернувшись в Россию в феврале 1917 года, поступили в 5 класс гимназии, оказалось, что их знания соответствуют знаниям регулярно посещавших гимназию сверстников, а по некоторым предметам и превосходят.
Виктор Михайлович Чернов, отчим девочек, был одним из руководителей партии эсеров, министром земледелия Временного правительства, первым и последним председателем Учредительного собрания Государственной думы. Ему пришлось скрываться уже на следующий день после Октябрьской революции, а членам его семьи пришлось учиться конспирации, искусству избавления от слежки, без конца переезжать с места на место, мерзнуть ( Российские зимы против итальянских при отсутствии отопления!), голодать ( устроиться на работу не могли). В конце концов, в надежде добраться до Чернова, чекисты арестовали сестер и их мать. Младшей сестре, Ариадне, было всего 10 лет, Ольге и Наташе - по 16 лет. Допрашивали всех, включая Ариадну. Чернов написал ироническое письмо Ленину, о том, что большевики мучают его детей, не имея возможности поймать его самого. Письмо возымело действие, сначала Ариадна покинула Лубянку, потом отпустили Наташу и Олю. Их мать, Ольга Елисеевна, оставалась в тюрьме.
В судьбе семьи Чернова большую роль сыграла первая жена А. М. Горького Екатерина Павловна Пешкова, она помогла и с освобождением Ольги Елисеевны , и с выездом всей семьи за границу. Сам Чернов тоже выехал, нелегально, немногим раньше.
Несмотря на такой драматический опыт, Черновы всегда любили Россию, Ариадна вернулась в 60-х годах, Ольга и Наталья не решились приехать насовсем. но посещали родину часто.
Комментариев нет:
Отправить комментарий