среда, 29 марта 2017 г.

Семен Кирсанов

     
   Одеваться вблизи книжных полок чревато опозданием на работу. Стоя в одном сапоге, наткнулась взглядом на томик стихов Кирсанова, взяла его в руки и - пропала.
          Мое знакомство с поэзией Семена Кирсанова началось со стихотворения "Склонения". В годы моей юности многие девочки переписывали понравившиеся стихи в тетрадки, менялись ими, читали друг другу. В этих самодельных сборниках царствовали стихи Эдуарда Асадова или приписываемые ему: "Атаманом был в классе Сережка..."и т.п.  Но именно в одной из таких тетрадок я прочла:

Склонения

Именительный — это ты,
собирающая цветы,
а родительный — для тебя
трель и щелканье соловья.

Если дательный — всё тебе,
счастьем названное в судьбе,
то винительный… Нет, постой,
я в грамматике не простой,
хочешь новые падежи
предложу тебе? — Предложи!
Повстречательный есть падеж,
узнавательный есть падеж,
полюбительный, обнимательный,
целовательный есть падеж.
Но они не одни и те ж
ожидательный и томительный,
расставательный и мучительный,
и ревнительный есть падеж.
У меня их сто тысяч есть,
а в грамматике только шесть.



       В той тетрадке стихотворение называлось "Падежи", но автор был указан верно.
       Тогда же, в 70-е были очень популярны "Одесские " песни, и автором стихов  самой любимой из них оказался Семен Кирсанов.

У Черного моря...

Есть город, который я вижу во сне.
О, если б вы знали, как дорог!
У Чёрного моря явившийся мне,
В цветущих акациях город!
В цветущих акациях город у Чёрного моря.

Есть море, в котором я плыл и тонул;
И на берег вытащен к счастью.
Есть воздух, который я в детстве вдохнул,
И вдоволь не мог надышаться!
И вдоволь не мог надышаться у Чёрного моря.

Вовек не забуду бульвар и маяк,
Огни пароходов живые,
Скамейку, где мы, дорогая моя,
В глаза посмотрели впервые!
В глаза посмотрели впервые у Черного моря.

Родная земля, где мой друг молодой
Лежал, обжигаемый боем.
Недаром венок ему свит золотой,
И назван мой город Героем!
И назван мой город Героем, у Чёрного моря.

А жизнь остаётся прекрасной всегда,
Хоть старишься ты или молод.
Но с каждой весною так тянет меня
В мой солнечный, радостный город!
В Одессу - мой солнечный город у Чёрного моря.

У Чёрного моря…

 
  В конце семидесятых Алла Пугачева спела "Эти летние дожди"- на стихи Кирсанова.

эТИ ЛЕТНИЕ ДОЖДИ
Эти летние дожди,
эти радуги и тучи -
мне от них как будто лучше,
будто что-то впереди. Будто будут острова,
необычные поездки,
на цветах - росы подвески,
вечно свежая трава. Будто будет жизнь, как та,
где давно уже я не был,
на душе, как в синем небе
после ливня - чистота... Но опомнись - рассуди,
как непрочны, как летучи
эти радуги и тучи,
эти летние дожди.


       После этого , в домашних библиотеках друзей, в университетской библиотеке, в "Белинке" я перечитала все, что там было из произведений поэта.
        Моего будущего мужа забавляло, что я могу продолжить любую пришедшую ему на ум стихотворную строчку. Ему хотелось найти такой стих, которого я не знаю, но так как он далек от филологии, это ему не удавалось. Однажды он гордо заявил, что уж этого-то стихотворения я точно не знаю, и прочел первые строчки из "Шестой заповеди " Кирсанова:

В ночь
Бессонницей обезглавленную,
Перед казнью моей любви –
Я к тебе простираю главную
Заповедь:
«Не убий».

А я ответила:

Не убий
Ни словом,
Ни взглядом.
Ни вдали,
Ни когда мы рядом...

    И тогда он сдался.
    После свадьбы я обнаружила среди книг мужа четырехтомник Кирсанова и сборник "Зеркала". Это было просто чудо...
     Кроме упомянутых стихотворений люблю "Погудку о погодке", "Любовь лингвиста", "Рост лингвиста","Девичий именник", "Свиданье", "Стихи на сон", "Четыре сонета", Ополченец", "После  нас-хоть потоп", "В Лондоне" и многие другие. Над "Твоей поэмой" много слез пролила. Стихотворение Кирсанова "Маяковскому" считаю лучшим из всех посвященных поэту стихов.
      Не только Алла Пугачева и Леонид Утесов исполняли песни на стихи Семена Кирсанова- Майя Кристалинская, Александр Градский, Валерий Леонтьев, Эдита Пьеха, ансамбли "Самоцветы", "Машина времени", "Веселые ребята" и многие другие.
        Музыку на его стихи писали Эдуард Ханок, Давид Тухманов, Ким Брейтбург, Микаэл Таривердиев, кроме песен написаны рок-оратория, рок - сюиты, опера.  Симфония № 3  Дмитрия Шостаковича с подзаголовком «Первомайская» также написана на стихи Семена Кирсанова.


Комментариев нет:

Отправить комментарий