Екатерина была неправа, но не в том, в чем укоряет ее группа "Любэ": не продавала она Аляску, эта сделка была совершена при Александре II, при Екатерине же освоение американских земель российскими моряками и промышленниками только начиналось. Ошибка государыни императрицы в том, что ее (и государства в целом) участие в этом процессе было мизерное, если не сказать - нулевое. Когда Г.И. Шелихов и И. Голиков, купцы- предприниматели, основатели Российско-американской кампании, явившись под высочайшие очи, попросили помощи, дипломатической, денежной и военной, а также монополию на торговлю и охранную грамоту от произвола местных властей, то получили ... серебряные шпаги , золотые медали с профилем матушки императрицы и похвальные грамоты. Ну, то есть: молодцы, ребята, но справляйтесь сами.
И они справлялись: строили корабли, крепости, православные храмы , больницы, школы для индейцев, обрабатывали поля, занимались разведением скота, снабжали продовольствием соседние поселения (на островах, где земледелие было невозможно), охотились на пушного и морского зверя, торговали с англичанами, американцами, французами, испанцами, китайцами, старались поддерживать добрососедские отношения с мирными индейскими племенами, отражали нападения непримиримых.
История с продажей форта Росс в Калифорнии и Аляски достаточно темная, попахивающая коррупцией и государственным недомыслием. Причиной называли нерентабельность Российско-американской кампании, но очевидцы - современники это опровергают, в том числе и ревизор П.Н. Головин от Морского министерства, изучавший деятельность кампании.